В
последнее время в обиход артистов и организаторов различных развлекательных
мероприятий вошло малознакомое для многих слово - «букинг». Речь
идет о системе взаимоотношений артистов и промоутеров развлекательных
мероприятий, вечеринок и концертов.
В этом случае его обычно называют менеджером по артистам, менеджером по танцорам, агентом по артистам и даже помощником арт-директора по организации шоу-программ. Букинговые функции могут выполнять и различные промоутерские организации, фирмы, занимающиеся проведением корпоративных и иных развлекательных мероприятий, event-агентства, концертные агентства, - то есть компании, по роду деятельности которых приходится часто сотрудничать с шоу-коллективами и артистами, и которые, естественно, находятся с ними в тесных рабочих взаимоотношениях. Однако многие компании, работающие в сфере event-менеджмента, сами часто являются клиентами букинговых агентств.
Некоторые
букеры специализируются на том, что организуют выступления артистов
в регионе своего базирования (импорт) или наоборот - продвигают
артистов своего региона в другие (экспорт). Импорт и экспорт артистов
имеют свои особенности и цели. Иногда они работают только в одном
из этих направлений.
Поскольку букеры работают с творческими людьми, индустриальная
экономическая терминология не всегда уместна по отношению к ним.
В сфере эстрадного шоу-бизнеса термин «букинг» практически не
используется. Организацией гастрольных туров известных групп и
артистов занимаются специальные концертные агентства.
Различие между букинговыми и концертными агентствами заключается
в особенностях организации гастрольных туров.
Букинговые агентства работают с артистами более известными в среде клубного шоу-бизнеса. Здесь организация гастролей артиста или коллектива носит, как правило, разовый характер. Концертные же агентства обычно заинтересованы в гастрольных турах, состоящих из серии выступлений в целом ряде регионов, стран или даже континентов, на территории которых конкретный артист имеет определенный уровень популярности.
Любой
артист знает, насколько трудно работать без собственного менеджера,
занимающегося организацией выступлений, ведущего переговоры с
заказчиками и осуществляющего PR-поддержку. Артист практически
все время отдает творчеству и сил на артистический менеджмент
не остается. Известные артисты - «звезды» - имеют возможность
нанимать персональных менеджеров, а иногда даже создавать целые
компании, продюсерские центры, отвечающие за ведение дел, не связанных
с творчеством. Клубный шоу-бизнес еще не имеет тех оборотов и
доходов, которые дают эстрада, и потому изобретает свои правила
и традиции, облегчающие его существование.
Одним из таких изобретений и является «букинг». Букер является
менеджером сразу нескольких артистов, а иногда и достаточно большого
количества артистов. Букер, выступая от имени клубных артистов,
обеспечивает им юридическую и экономическую защиту, создает общее
информационное поле, где освещает события, происходящие в творческой
жизни артистов.
Успех организаций, которые занимаются организацией мероприятий
и event-менеджментом, в первую очередь зависит от высокого уровня
организации мероприятий и неординарности идей, концепций. Основным
содержанием развлекательных программ, естественно, являются артисты
разного уровня и разных жанров. В большинстве случаев, фирмы не
знают обо всех новинках в творческой среде артистов, заостряя
своё внимание, прежде всего, на вопросах технического обеспечения
мероприятия, обслуживания, безопасности и других.
Неординарность идей и концепций привносят именно артисты. Многие
event-агентства имеют постоянных клиентов и не могут от праздника
к празднику приглашать одних и тех же артистов. В этом случае
на помощь и приходит букер, который представляет заказчику всё
разнообразие артистов, обеспечивая от мероприятия к мероприятию
их ротацию.
Букинг - это не искусственно созданный вид бизнеса. Он родился
в среде клубного шоу-бизнеса как потребность и артистов, и промоутеров.
Кто-то возможно ещё не считает это явление чем-то серьезным и
необходимым в нашей стране. Но всё же в настоящее время букинг
для многих работников клубной индустрии и event-менеджмента стал
привычным явлением. Украинский букинг, как и большинство новинок
в бизнес-технологиях, это опыт западных стран. Появление букинга
– можно по праву считать одним из важных шагов в развитии отечественной
индустрии развлечений и шоу-бизнеса.
По материалам букингового ди-джей агентства "Party Time"