20 июня Торгово-промышленная палата Украины и компания «Экспокон» при содействии event-журнала Familia провели пресс-брифинг, посвященный украинскому рынку special events.
В течение последних лет становится все более очевидным тот факт, что специальные мероприятия, они же ивенты (корпоративные мероприятия, презентации, BTL-акции и др.) – не только необходимая составляющая успешного управления предприятием и его коммуникаций с клиентами, но и очень перспективный рынок. Уже пять лет назад стало понятно, что созданы все предпосылки для развития в этом секторе, спрос рождает предложение и остается только работать на успех. Тем не менее, хотя в количественном плане наблюдается позитивная динамика развития, качественный рост event-рынка остается под вопросом.
Собственно, на сегодняшний день об ивент-индустрии вообще мало кто говорил как о состоявшемся рынке. Здесь наблюдается некоторая стихийность. Существует, например, огромное количество субъектов, предоставлявших услуги по организации праздников, но при этом их опыт, уровень профессионализма, способности существенно разнятся. Из профильных мероприятий, направленных на объединение участников этого сегмента рынка и решение их проблем проводилось только одно, а тематические СМИ можно пересчитать по пальцам одной руки.
Но, как и все молодые рынки, сегодня event-индустрия приходит к новому качественному скачку. Ярким признаком этого является проведение первой в Украине специализированнной event-выставки «Мастера Шоу-2007», которая состоится 19-21 сентября 2007 года. Новый этап развития индустрии Праздника, проблемы и перспективы украинского event-рынка, его крупнейшие операторы и динамика роста – это только небольшое перечисление из того множества актуальных тем, которые были подняты на пресс-брифинге.
Доклады
Открыл пресс-брифинг Владимир Овчарек, директор компании «Экспокон», с докладом «Современное состояние event-рынка и его участники, динамика роста. Общие проблемы для всей отрасли, тенденции развития». С помощью диаграмм и графиков Владимир показал, что динамика роста средств, выделяемых на культурные мероприятия, увеличивается с каждым годом. Значительная часть доклада была посвящена предстоящей выставке «Мастера Шоу-2007». Владимир рассказал об основных задачах выставки, а именно: поддержка отечественного производителя, содействие развитию рынка в регионах, внедрение новых технологий и идей. Одна из главных проблем event-рынка, согласно Владимиру, – отсутствие каналов информации между операторами рынка и потребителями. Решению этой проблемы и будет содействовать проведение выставки.
Следующим выступил Николай Кобзов, президент Циркового союза Кобзова, с докладом «Цирк как составляющая индустрии шоу, проблемы, перспективы». Если 10 лет назад, по словам Николая, цирком в Украине никто не интересовался, то сейчас его востребованность растет с каждым годом. У нас появились цирковые звезды мировой величины, а спрос на цирковых артистов уже превышает предложение.
Одним из наиболее интересных оказался доклад Андрея Форосенко, директора компании «Ивент Сервис», под названием «Современный рынок event-компаний, ключевые игроки, особенности вхождения компании в бизнес и факторы, тормозящие развитие рынка, инновационные направления, прогнозы». По его оценке, украинский event-рынок сейчас включает около 3 тыс. операторов, среди которых как крупные профессиональные компании, так и так называемые фирмы-однодневки (порог вхождения в этот бизнес достаточно невысок). Серьезный уровень демонстрируют только порядка 40-50 компаний, но, по словам Андрея, рынок настолько незаполнен, что жесткой конкуренции между ними пока нет. Главная проблема отечественного рынка special events, по мнению Андрея Форосенко, – ограниченные бюджеты. Заказчики на сегодняшний день готовы выделять на ивенты только 5-6% от общего рекламного бюджета, а средний бюджет, выделяемый на одно мероприятие, составляет 15-20 тыс. у.е. Кроме того, среди факторов, тормозящих развитие event-рынка, – нечестная конкуренция и откаты, а также высокая текучка кадров и воровство идей.
Во многом перекликался с выступлением Андрея доклад Сергея Коробкина, президента Ассоциации пиротехников Украины, под названием «Пиротехника как составляющая event: особенности развития рынка пиротехники и перспективы». Сергей также отметил наличие непрофессиональных операторов на украинском рынке пиротехники, но подчеркнул, что свой вклад в это внесли и заказчики. Часто потребители недостаточно ответственно подходят к выбору пиротехнической фирмы, основополагающим фактором при выборе подрядчика зачастую становится не его профессионализм, а желание сэкономить. К примеру, за рубежом бюджеты на фейерверк во время городского праздника могут составлять 2 млн евро, тогда как для Украины верхняя планка – 10 тыс. евро. Но Сергей отметил и позитивные тенденции рынка: недавно был принят внутренний стандарт для членов Ассоциации, который регулирует стандарты безопасности при проведении пиротехнических шоу. Наиболее перспективные технологии рынка – светомузыкальные пиротехнические шоу с компьютерным управлением, а также различные спецэффекты (криогенные установки, конфетти-пушки и т.п.).
Юрий Корягин, проректор Киевского национального университета культуры и искусств, и Марина Пашкевич, заместитель заведующего кафедры PR, выступили с докладом «Event-образование и украинская действительность. Кадры решают все». При подготовке режиссеров массовых праздников и специалистов PR в стенах Университета используются не только лучшие мировые учебники (в частности, новейшая российская и американская литература), но и собственные наработки преподавателей, их огромный практический опыт. Ведь, как отметила Марина Пашкевич, в Украине есть своя школа подготовки специалистов индустрии Праздника, свои традиции и признанные корифеи, опыт которых нельзя игнорировать.
Со следующим докладом выступила Валентина Кечина, президент Ассоциации парков Украины, «Парки как перспективная локация для проведения ивентов, проблемы и перспективы паркового хозяйства Украины». Валентина отметила, что во многих городах парки становятся настоящими центрами досуга, ведь они открыты для всех желающих. Одна из наиболее актуальных проблем, тормозящих развитие этого сектора, – отсутствие в Украине современных ГОСТов для парков аттракционов.
В завершение пресс-брифинга выступили представители первого и пока единственного в Украине аналитического event-журнала Familia.com.ua. Полина Овсянникова, главный редактор Familia, представила обзор украинского event-рынка. По ее словам, с 2004 по 2005 год динамика роста рынка составила 25,3%, с 2005 по 2006 год – 32%. Растущую активность рынка special events убедительно доказывает и Интернет: согласно российскому порталу www.eventor.ru, в ноябре 2006 года поисковые системы Rambler и Yandex обработали около 86 тыс. запросов, связанных с темой «Праздники», а процент event-компаний среди Интернет-рекламодателей в 2006 году вырос на 25%. На сегодняшний день Familia активно сотрудничает с российскими профильными изданиями, а в ближайшем будущем на портале планируется запуск каталога event-компаний, что поможет потребителям сделать наиболее правильный выбор.
Живая дискуссия, состоявшаяся после окончания докладов между выступающими, представителями СМИ и присутствующими среди зрителей ивенторами, убедительно свидетельствовала о значительном интересе к теме event. Также все желающие могли посетить бесплатный семинар «Эффективное участие в выставке». А представители Familia, как главного информационного спонсора «Мастера Шоу-2007», анонсировали предстоящую пресс-конференцию выставки: она будет проходить в нетрадиционном формате, динамично, ярко и в стиле шоу!
Организаторы выставки:
Торгово-промышленная палата Украины
01601, Киев, ул. Большая Житомирская, 33
Тел. +380 44 568 57 52
E-mail: vvv-expo@ucci.org.ua www.ucci.org.ua
Выставочная компания «Экспокон»
01014, Киев, ул. Струтинского, 6, офис 305
Тел/факс: +380 44 286 61 62
E-mail: info@expocon.com.ua www.expocon.com.ua